Укрепляем артикуляционный аппарат

Укрепляем артикуляционный аппарат

 

 

 Укрепляем артикуляционный аппарат

Нередко дети  четко и ясно могут произносить  иозолированные  звуки, но при произнесение слов и фраз их речь остаётся невнятной и непонятной для окружающих.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат  (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти).

Для этого можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти. Такая работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом)

Упражнения для развития мышц языка

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит ее отчетливость. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как вы будете с ребенком проговаривать какой-то речевой материал, уделите время следующим упражнениям:

1.Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2.Высуньте наружу язык и производите круговые движения слева направо, затем, наоборот, справа налево.

3.При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, затем – узким (кончик и бока языка приподняты) («Иголочка», «Чашечка»)

4.Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистить» верхние зубы с наружной и внутренней стороны.

Упражнения для развития подвижности губ

При вялой и недостаточной подвижности губ также страдает ясность произношения многих гласных и согласных звуков.

Для развития губ полезны следующие упражнения:

1.Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов ( «Улыбочка»).

2.Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов.

3.Плотно сомкнутые губы вытянуть вперёд («Дудочка»).

4.Попеременно чередовать вытянутые вперед губы с растягиванием их в улыбке.

5.Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

6.Протяжно произносить гласные звуки  И, О, У сначала без голоса, но с выраженной артикуляцией, затем с голосом.

И___________- губы растянуты в улыбке

О___________- губы овалом

У___________- губы трубочкой

 7.Произносить согласные звуки сначала беззвучно, затем с голосом:

 С (З)_____- губы растянуты в улыбке

 Ш (Ж)_____- губы вытянуты вперёд

8.Слитно и протяжно произносить несколько звуков на одном выдохе:

И_____________________У_______________________

У_____________________И_______________________

А_____________________И_______________________

С_____________________Ш_______________________

З_____________________Ж________________________

9.При плотно сомкнутых губах произносить чётко звуки П, Б; а затем произносить слова со звуками П, Б:  папа, баба, бублик, палка, барабан, бабушка…

Упражнения для развития нижней челюсти

Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет умения широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи можно использовать следующие упражнения:

1.Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Произносить беззвучно, протяжно по отдельности гласные звуки А, Я, О, Ё, И.

* А____________      Я_____________       (расстояние между зубами в 2 пальца)

*О_____________      Ё_____________     ( расстояние между зубами в 1 палец)

*И__________________  (рот слегка открыт)

3.Произносить по отдельности  гласные звуки  А, Я, О, Ё, И с голосом.

4. Слитно и протяжно произносить несколько гласных звуков на одном выдохе:

А_____________Э_______________

И_____________Е_______________

О_____________Я_______________

А_________И_____________О____________

И_________Я_____________Э______________А____________   и т.д.

Следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 

                                                           

                                                                 Материал подготовила учитель-логопед Бояринцева Н.В.

                                                                                                                                                Для консультации была использована литература

                                                                                           «Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ф.А.Сохина

Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения