Нежный возраст

Нежный возраст

 

 


    Как и что правильно читать детям раннего возраста.

             В раннем возрасте происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша. Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками: минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним.

              Первыми текстами для чтения должны стать народные потешки. Ребёнку легче воспринять именно данные тексты, ведь многие песенки он уже слышал от мамы в устном исполнении. В текстах потешек много слов, приближенных к детской речи: «киса», «зайка», «петя» (петушок), что облегчает понимание текста ребёнком. Большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более лёгкой для восприятия. Потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

             Ещё одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

           В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем  пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.

            Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).

            Как раз по возрасту стихотворные сказки К.И.Чуковского, стихи С.Я.Маршака и А.Л.Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей.

 Правила для родителей:

1. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором, чтобы читать ребенку в спокойной обстановке. 

2. Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки, говорите ниже, выше, быстрее и медленнее, чтобы заинтересовать малыша.

3. В процессе чтения рассматривайте картинки, попросите ребенка описать то, что он видит. Похвалите его за рассказ, подскажите новое подходящее слово. Такие занятия обогатят словарный запас ребенка, разовьют его фантазию, расширят кругозор и, в дополнение, сблизят вас с ним. 

4. Для малышей покупайте книжки прочные и красочные. Картинки должны быть крупными с небольшим количеством деталей. Например, сейчас в продаже много тематических книжек для детей. Они помогают познавать окружающий мир. Как называются животные и их детки, где у них глазки, а где хвост, ноги и нос, родители рассказывают своим малюткам по специальным карточкам или книжкам. Такие книжечки делаются из очень прочного и твердого картона, уголки страничек закруглены, чтобы малыш не мог пораниться от них. 

5. Превратите чтение в приятный для малыша ритуал. Например, можно это делать перед сном – всегда в одно и то же время. 

6. Не ленитесь читать ребенку одно и то же по нескольку раз, если он об этом просит. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить наизусть стихи и истории.

7. Для развития речи самым маленьким полезно читать книжки, в которых повторяются слова и отдельные слоги. Такие детские прибаутки и песенки стимулируют малыша повторять за вами услышанное, и таким образом учат его говорить. Вообще старайтесь во время общения с малышом давать ему максимум возможной информации. Например, вы убираете комнату, а ребенок находится рядом. Поболтайте с ним, расскажите, например, что вытираете пыль высоко на шкафу, а пол моете низко на полу. 

8. Не нужно бояться текстов с незнакомыми ребенку словами – это поможет расширить словарный запас и здорово ускорит развитие речи.

 

 

                                    Консультацию подготовила Иксанова Т.В.., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

                                                                   При подготовке использованы материалы журналов "Мой ребёнок"


  Сюжетно -  ролевая игра в жизни детей раннего возраста.

   Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка.  И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

  Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

   Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,  он   научится взаимодействовать с другими детьми в игре,  или взрослыми.

   Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций. 

Подготовка ребёнка к принятию роли.

  Принимать на себя роль взрослого,  а также распределять роли между персонажами игры ребёнок начинает на третьем году жизни, как правило, после 2,5 лет. В этом возрасте он способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя его именем ( "Катя - мама", "Кукла - дочка"). Однако создавать условия для принятия ребёнком ролевого поведения можно начинать гораздо раньше.

 

Организация игры.

Совместными сюжетные игры в раннем возрасте можно назвать лишь условно. Для того чтобы игра была действительно полноценной, необходимо уметь планировать её, договариваться, распределять роли. Для маленьких детей это пока затруднительно. Чаще они предпочитают играть рядом со сверстниками, но не вместе. Однако и в этом возрасте можно организовывать несложные игры, в которых ребёнок при участии взрослого может обмениваться игровыми действиями, наблюдать за действиями друг друга, подражать им.

 

Рекомендуемые игры:

v  Семья

·         "Уложим куклу спать"

·         "Накормим куклу обедом"

·         "У куклы ёлка"

·         "Купание куклы"

·         "Мама с дочкой гуляет"

·         "Постираем у куклы бельё"

v  Детский сад

·         "Куклы на прогулке"

·         "Оденем куклу на прогулку"

·         "Куклы на музыкальном занятии"

·         "У кукол праздник"

v  Строители

·         "Построим гараж, дом, забор..." и т.д.

v  Машины

·         "Куклы поехали кататься на машинах, автобусе"

·         "Шофера везут на стройку строительный материал" и т.д.

v  Пароход

·         "Прогулка на пароходе"

v  Парикмахерская

·         "Мама с дочкой пришли в парикмахерскую"

v  Больница

·         "Кукла заболела"

·         "Мама с дочкой пришли к врачу" (Врач - папа)

·         "У зайки болит лапка"

 

 Консультацию подготовила Иксанова Т.В.., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

 по материалам книги "Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет" (автор Л.Н.Галигузова)


 

Адаптация – это серьезно.

Вот уже в который раз наш детский сад открывает двери для вновь прибывших девчонок и мальчишек. Родители переживают с малышом этот сложный период его  жизни, а специалисты учреждения (психолог, социальный педагог) и воспитатели групп всегда на готове, и рады помочь и советом, и делами, играми и конечно – же «особой» заботой. неиссякаемым оптимизмом и верой в то, что данный период адаптации пройдет успешно и безболезненно для всех участников этого процесса.

КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ.

Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ.

Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

По наблюдениям специалистов учреждения и воспитателей в целом по ДОУ, можно сделать вывод о том, что у 80% вновь прибывших детей адаптация проходит успешно. Как протекает жизнь детей в группах вы можете увидеть на фото. Там вы можете увидеть различные проявления поведенческой активности детей, их межличностное взаимодействие, особенности режимных моментов, эмоциональное благополучие и оценить степень их комфортности в ДОУ.

 

    

  

 

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ

В присутствии ребенка плохо говорить о ДОУ.

«Наказывать» ребенка ДОУ и поздно забирать домой.

Увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.

В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.

Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с ДОУ.

Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

 Первые признаки того, что  ребенок адаптировался:

хороший аппетит ребенка в ДОУ и домашней обстановке,

спокойный сон,

охотное общение и взаимодействие с другими детьми,

адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

нормальное эмоциональное состояние.

Михайлова М.А., педагог-психолог


 

Чтобы ножки не устали

Если вы  заметили, что малыш стал жаловаться на усталость после прогулки или он снашивает обувь на одну сторону, то, возможно, у него развивается плоскостопие.

      Конечно, точный диагноз может поставить только специалист, но для профилактики можно в форме игры выполнять упражнения, которые укрепят свод стопы малыша и помогут ей правильно формироваться.

                                          Все упражнения выполняются  ребёнком сидя на стуле.

Руки на поясе. Выполнять перекаты ногами с пятки на носок. Повторить 10 раз в среднем темпе.

Стопы обеих ног стоят  на полу. Развести пятки в стороны, свести обратно. Повторить 4 - 6 раз в среднем темпе.

Стопы свести вместе, поставить на пол. Руки положить по бокам коленей, с наружной стороны. Стопы поворачивать  на наружный свод,  руками оказывая незначительное сопротивление. Повторить 6 раз, темп медленный.

 Стопы вместе. Выполнять пальцами движения, имитирующие подгребание песка. При этом пятки стоят на полу, движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10 - 12 раз, темп средний.

 Массажный мячик расположить между стопами на месте их внутреннего свода. С надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10 - 12 раз, темп медленный.

Поочерёдное прокатывание мяча каждой стопой, выполняя круговые движения. При движении надавливаем на мяч. Повторить каждой ногой 12 раз, темп медленный.

Взрослый держит в руках один конец верёвки, другой её конец - перед ребёнком. Малыш пальцами ноги поднимает верёвку и начинает наматывать её на передний отдел стопы. Повторить 6 - 8 раз каждой ногой, темп медленный.

 

 

 

                     Консультацию подготовила Иксанова Т.В.., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

                                                                       При подготовке использованы материалы журнала «Учимся играя» 

                                                                                                      На фотографиях дети группы №10 "Неваляшки"

                                                                                                                                                                


 

   Как помочь медлительному ребёнку.

 

       Вам частенько приходится говорить своему ребёнку такие слова: "Ну что ты всё время копаешься? Вечно спишь на ходу!  Сколько можно одеваться?" Значит, эта статья специально для  вас.

       Нередко у эмоциональных, активных родителей растёт медлительный, инертный ребёнок. Мама с папой не устают удивляться - казалось бы, тихий, спокойный малыш, а проблемы возникают на каждом шагу.

       С утра, собираясь в детский сад, он жуёт свой завтрак еле - еле, одевается медленнее всех. Просьбы, наказания и упрёки не приносят желаемого результата и только усугубляют положение. Постоянно торопящие, ругающие взрослые вызывают у ребёнка невроз, который со временем проявляется частыми головными болями, нарушениями сна, повышением утомляемости, потерей интереса к занятиям.

        Проблема медлительного ребёнка не в том, что он ленивый, вредный или ни на что не способный. Просто у него свой индивидуальный темп деятельности, который формируется в соответствии с особенностями нервной системы человека. Скорее всего ваш малыш - меланхолик или флегматик. это ни хорошо и не плохо.

         Зная какой тип темперамента у ребёнка, родители могут помочь ему быстрее адаптироваться в окружающем мире.

      Что делать?   

·         Прежде всего не торопить малыша, не подгоняйте и не ругайте его за медлительность. Ему однозначно не подходят задания с элементами соревнования, игры "на время".

·         Дайте ребёнку выработать свой, индивидуальный темп деятельности, в котором он будет чувствовать себя уверенно.

·         Полезными будут упражнения с чередованием скоростей: хлопки в ладоши (сначала быстро, потом медленно, потом снова быстро); чередование бега и ходьбы или любых других физических упражнений с изменением скорости; стук по столу пальцами в разном темпе и так далее. Постепенно увеличивайте скорость выполнения заданий.

·         Чередуйте виды деятельности, которые даются ребёнку с трудом, с теми, которые хорошо получаются. Это поможет ему не зациклиться на неудачах и сохранить уверенность в своих силах.

·         Занимаясь, обязательно делайте перерыв каждые 10 - 15 минут; приучайте ребёнка к физическим упражнениям и регулярно ходите на прогулки.

Понимание особенностей темперамента своего любимого чада, внимательность и чуткость к его состоянию, выполнение нехитрых рекомендаций позволят родителям облегчить его адаптацию в социуме и со временем не так сильно отличаться от своих сверсников.

   

                   Консультацию подготовила Иксанова Т.В.., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

                                                При подготовке использованы материалы журнала «Учимся играя» 

                                                                                                                                                                                                                  

 


 

Играем и конструируем.

Возраст от 2 до 4 лет является очень важным для познавательного развития ребёнка. Ребёнок этого возраста не может сидеть спокойно на одном месте и не должен быть надолго предоставлен сам себе без каких - то занятий. Если малыш не упражняется и не совершенствует свои движения (действия руками, бег, ходьбу, прыжки, лазание) и чувства (слух, зрение, осязание, обоняние, кожные ощущения), то не развивается ведущий в этом возрасте познавательный процесс – восприятие.

Помогать ребёнку осмысливать и выражать в речи происходящие вокруг него события и явления – вот главная обязанность взрослого, впрямую влияющая на развитие мышления и речи, которые станут ведущими в дальнейшем обучении ребёнка, в том числе и школьном. Участие взрослого в исследовательской деятельности малыша, незаметно и ненавязчиво помогает ребёнку познать различные свойства и качества предметов, с которыми он играет. Игру полезно выстроить так, чтобы в её процессе ребёнок мог осознавать и наблюдать различные отношения между предметами и их взаимосвязи.

Незаменимы в этом плане разные конструктивные игры с простейшими фигурами: кубиками, шариками, кружочками, кирпичиками  и т.д. разумно подобранные простейшие детали позволяют знакомить ребёнка с формой и цветом фигур (развивают зрение и осязание); способами их соединения, соотношениями между ними, видами движений (катание, толкание, бросание), что развивает моторику рук, координацию ребёнка, умение наблюдать и делать выводы, а это, в свою очередь, стимулирует развитие мышления.

Сооружение разных построек по образцу, по заданию, по замыслу развивает воображение ребёнка, формирует понимание пространственных отношений и зрительно – моторную координацию.

 

Играем с шариками

  •   Возьмите шарик и покатайте его ладонью по полу ( не по ковру). Пусть ребёнок сделает то же самое каждой рукой отдельно, а потом двумя руками, в каждой удерживая по шарику.

Приговаривайте:

- Шарик покатим сюда, а теперь – туда, и снова – сюда, и  - туда…

- А теперь попробуй двумя руками.

 

  •   Дайте ребёнку небольшую неглубокую мисочку, покажите, как можно катать шарики в мисочке.

 

  •   Покажите ребёнку, как можно закатывать шарики в ворота толчками. Для этого поставьте двое – трое цветных ворот, которые можно сделать из пары цветных кирпичиков. Помогите малышу увидеть соответствие цвета ворот и цвета шарика:

- В эти красные ворота будем вкатывать красные шарики.

- А в синие ворота какие шарики надо закатывать?

   

  

Играем с кружками

  •  Для этих игр понадобиться набор цветных кружков из бумаги или из пластика.

 

  •  Для начала кружки, как и шарики, можно раскладывать в коробки по цвету и размеру.

 

  •  Взрослый садиться рядом с ребёнком, и складывает на его глазах простые композиции на цветной квадратной, круглой или прямоугольной основе. В качестве основы можно использовать цветные и однотонные салфетки, детские подносы, блюдца.

 

  •   Развивая математические способности ребёнка, вы можете постепенно усложнять задания:

·         Предложите малышу выбрать нужные кружки по цвету и разложить их сверху на фигуры, нарисованные на страницах книжек;

·         Помогите ребёнку сложить композицию на чистой основе: «гусеницу», «бабочку», «цветок» и т.д.

·         Замените на образце синие на красные.

 

 

Обратите внимание малыша на то, что складывать узоры и фигурки из шариков неудобно – они раскатываются, а кружки хорошо лежат на поверхности стола. Для оживления композиции можно использовать полоски из цветной бумаги.

 

Играем с квадратами и кубиками.

Для игры понадобятся цветные квадраты, сделанные из цветного картона идентичные величине имеющихся цветных кубиков.

Взрослый делает композиции из квадратов на поверхности стола, а ребёнок будет укладывать кубики на рисунок, совмещая грань фигуры с квадратом на изображении.

Можно предложить малышу одноцветные и двухцветные рисунки, тогда ему необходимо будет соблюдать не только расположение, но и цвет кубика.

 

Кубики – это простейшие конструктивные формы, которые позволяют конструировать на плоскости и

в пространстве.

Сначала научите малыша различным конструкциям на плоскости.

Предложите ребёнку сложить поезд из кубиков.

- Поехали на поезде: ту-ту-ту.

- Давай поедем вперёд, к лисичке: ту-ту-ту.

- А теперь поехали обратно к мишке.

- Теперь сложим поезд с паровозом.

- Куда поедет поезд? Только вперёд, в ту сторону, где стоит паровоз.

- Что нужно сделать, чтобы ехать в обратном направлении? Нужно перенести паровоз на другой конец поезда.

 На фото дети группы №10 "Неваляшки"

Консультацию подготовила Иксанова Т.В.., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

При подготовке использованы материалы книги «Педагоги – родителям»  автор А.В.Белошистова

 


                                                   Учимся дышать с пользой

Как нас радуют первые слова ребёнка! Однако, если малыши не правильно дышат, родительское ожидание порой затягивается.

Когда человек говорит, вдох и выдох происходят как носом, так и ртом. Делать речевой вдох только носом в процессе разговора не совсем удобно. Поэтому малышей надо учить вдыхать воздух через губы, слегка приоткрытые в улыбке. Очень важно, чтобы плечи ребёнка оставались практически не подвижны. Только свободный вдох и медленный плавный выдох будут способствовать появлению красивого голоса и выразительной речи. Постановка правильного дыхания – важный этап в работе над всеми звуками.

Ароматная игра. Постарайтесь устроить всё так, чтобы обучение напоминало малышу увлекательную игру. Трудно втолковать 2х летнему малышу, что дышать надо носом, или с умным видом объяснять необходимость плавного и длительного выдоха! Лучше подведите ребёнка к цветку и скажите: «Понюхай, как хорошо пахнет!» Нюхая цветок, малыш всё сделает правильно. Блаженно вдохнёт аромат цветка и подражая вам выдохнет: «А – а – а». Проделайте упражнение несколько раз.

Внимание! Ребёнку – аллергику такое упражнение противопоказано. Но ему можно нюхать душистые фрукты или ароматные масла. Это прекрасная тренировка обоняния и расширение общего кругозора. А сколько поэтических и красивых слов можно будет подобрать и речевой запас малыша заметно обогатится.

Если у ребёнка затруднено носовое дыхание из – за ринита, то подобная практика принесёт ещё один положительный эффект: ароматизированные масла окажут благотворное влияние на слизистую оболочку носоглотки, уменьшат, а может быть и снимут воспаление. Используйте мяту, шалфей,..

Правила игры: Убедитесь, что у ребёнка прекрасное настроение и есть желание заниматься. Все игры  проводите в проветренной комнате или на свежем воздухе. Дыхательные упражнения нельзя делать, если – ребёнок плотно поел (только через полчаса), а также на голодный желудок, можно спровоцировать головокружение и слабость.

  • Играем на дудочке:

 Ай – ду – ду – ду

Заиграли мы в дуду..

 Я пойду куплю дуду, 
 Я на улицу пойду, 
 Громче, дудочка, дуди,
 Мы играем, ты - води!

    • «Подуем на шарики»

 Я подую высоко,

Я подую низко,

Я подую далеко,

Я подую близко.

                 

    

  • «Мыльные пузыри»

Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!

              

  • «Игры с водой» -дуем в трубочку

Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

  

       

 

 

  • «Надуваем воздушные шары»

Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Шарик лопнул – не беда,
Новый шар надую я.

На фото дети группы "Неваляшки"

Консультацию подготовила Шестакова Е.Н., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

При подготовке использованы материалы журналов "Мой ребёнок", "Няня"


Игры с тестом

Игры с тестом весьма полезны для развития тонкой моторики: нужно приложить небольшие усилия, чтобы размазать тесто для фона и вдавить в фон семена, камушки, пуговицы или тесто другого цвета. Тесту можно придать любую форму. Это свойство открывает для себя ребёнок, когда вы дадите тесто просто для знакомства, не предлагая что – либо сделать.

Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально – положительном речевом сопровождении взрослого.

Прежде чем приступать к играм, нужно сделать тесто:

2 стакана муки;

1 стакан мелкой соли;

1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем  (половина пакетика на порцию теста);

2 столовые ложки растительного масла.

Если добавить пищевой краситель в воду, то можно получить тесто розового, голубого, зелёного цвета. Тесто должно быть эластичным, приятным, податливым. Тестом можно пользоваться довольно долго, больше месяца, храня его конечно в холодильнике.

Достаньте тесто перед игрой заранее, чтобы оно не было холодным.

  • Дорожка.

Распределите вместе с малышом тесто по подносу или тарелке. Оно станет удобным фоном, на котором можно делать аппликацию из различных материалов: из фасоли, пуговиц, морских камушков, ракушек. Скажите: «Давай сделаем дорожку». И сами начните выкладывать дорожку из одного вида материалов, например из  макарон, а ребёнок пусть продолжит её. Возьмите любую маленькую игрушку и покажите, как она идёт по дорожке. Пусть ребёнок и сам покажет, как его любимая игрушка ходит по дорожке.

  • Украсим пирог.

Когда вы будете делать настоящий пирог или пиццу, привлеките малыша к украшению. Делайте это вместе с ребёнком: на пирог, например, разложите дольки яблок, изюм или курагу, а на пиццу – кусочки сладкого перца приговаривая:

Маму я свою люблю,

Пирог украсить помогу.

Покажите, где центр пирога, а где край. Похвалите ребёнка. А когда будете угощать выпечкой членов семьи, обязательно скажите в присутствии малыша, что он помогал вам украшать.

Реальные, жизненные события ребёнок переносит в игру. Поэтому после приготовления настоящего пирога можно «испечь» игрушечный,  и угостить им игрушечных гостей.

Разомните тесто по всей поверхности тарелки. Скажите: «Давай украсим пирог для куклы. Кукла ждёт гостей. Гости придут, и кукла их угостит пирогом». Для украшения подойдут пуговицы, скорлупа грецких орехов, морские камушки, макароны и т.д.

  • Ёлка.

После встречи Нового года и знакомства с ёлкой ребёнка переполняют эмоции.

Дети с удовольствием рассказывают стихи, поют песни, рисуют ёлку. Можно сделать ёлку – аппликацию из теста – и украсить её. Для этого зелёное тесто разомните на клеёнке или подносе и придайте ему форму ёлки. Скажите: «Давай украсим ёлочку». Скатайте маленькие шарики из цветного теста. Возьмите шарик и  положите на ёлку, слегка придавливая его. Ребёнок с интересом будет «зажигать» на ёлке цветные шарики – фонарики. Показывайте и называйте цвет шариков. Так можно запоминать названия основных цветов.

Украшенную ёлку можно запечь в духовке или слегка подсушить на слабом огне.  Она останется такой же яркой и нарядной.

  • Дом.

Распределите тесто на клеёнке, привлекая к этому ребёнка. Выложите из фасоли или пуговиц дом – треугольник и квадрат. Покажите малышу готовый рисунок. Пальчиком ребёнка обведите геометрические фигуры и назовите их. Треугольник можно назвать просто «крыша». Квадрат вместе с малышом заполняйте одним материалом, например, фасолью, а треугольник – «крышу»- другим, например, семенами подсолнечника.

  

Консультацию подготовила Иксанова Т.В., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"


 

 Нетрадиционные техники рисования для самых маленьких

Рисование – это интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности,  формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Малыши воспринимают художественные занятия как новый, необычный и интересный опыт. Маленького ребенка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее даже такой карапуз уже способен по–своему оценить прекрасное и готов создавать собственные произведения искусства. При умелой организации и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка рисование может стать одним  из любимых занятий малыша. Заинтересовать малыша поможет разнообразие художественных материалов и возможность экспериментировать с новыми способами рисования. Малыши довольно неусидчивы и нетерпеливы, им трудно подолгу удерживать внимание. Использование техник нетрадиционного рисования подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – работа готова! Рисование нетрадиционными техниками помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе.

u  Занимайтесь с детьми систематически 1-2 раза в неделю по 5-10 минут.

u  Перед  занятием создайте у малыша положительный эмоциональный настрой.

u  Во время работы приучайте ребенка к аккуратности.

u  Обязательно хвалите малыша.

u  Будьте доброжелательны и уважительны к ребенку

 Приобретите для ребенка краски для рисования пальчиками. Повесьте в его комнате рулон самых дешевых белых обоев. Покажите, как можно рисовать на нем, оставляя отпечатки пальчиков и ладошек. Попробуйте вместе с малышом превратить отпечатки в забавные рисунки.

Активизируйте внимание малыша, побудите его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:

- игра

-сюрпризный момент – приходит в гости герой сказки или мультфильма, приглашает в путешествие.

-просьба о помощи, дети никогда не откажутся помочь слабому.

-используйте музыкальное сопровождение. И т. д.

Для  экспериментов с красками могут пригодиться самые разнообразные вещи: катушки от ниток, пробки, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки и т. д.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Д. Сухомлинский.

Давайте поможем нашим детям не растерять своих, природой заложенных талантов!

 

 

 

На фото дети и родители группы №10 "Неваляшки"

Консультацию подготовила Шестакова Е.Н., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

 


 

  Как развивать речь у самых маленьких

На втором году жизни у детей активно развивается как пассивный (понимание), так и активный (произношение) словарь. Дети понимают называемые цвета предметов их размеры, форму их. Учатся определять состояние предметов (чисто, грязно), место нахождения, количественные отношения (один, много) и т д. Наша задача -помочь детям овладеть навыками активной речи: поощрять замену звукоподражательных слов, предлагать образцы правильного произношения слов, поощрять малышей и пополнять словарный запас. Чтобы облегчить детям процесс овладения речью, мы предлагаем вам ряд игровых упражнений.

 Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

·               «Кто дальше». Можно использовать разноцветные косметические ватные шарики. Раскладываются на столе в одну линию. Играть может ребёнок вместе с мамой. Все одновременно дуют на свои шарики- у кого дальше прокатиться.

·               «Птичка летит» (бабочка, мушка). Сделайте бумажную птичку и привяжите к её спинке нитку. Ребёнку предлжите дуть на неё на одном выдохе.

·               «Кораблик». Используем таз с водой и бумажный кораблик. Игра аналогична «Птичке»- дуем на кораблик.

·               «Футбол». Из ваты или бумаги сделаем шарик, построим из кирпичиков ворота. Ребёнок должен на выдохе задуть шарик в ворота.  

                

 

Различные упражнения для кистей рук и пальчиков способствуют становлению речевых навыков.

·   «Оркестр».

Я играю во дуду.

(имитируем игру на дудке).

Ду-ду-ду.

Барабаню словно гром.

Бом-бом-бом.

(стучим указательными пальцами по столу).

Гусельки мои.

Дили-дили-дилили.

(Перебираем кончиками пальцев по столу, как по струнам).

Колокольчик надо мной.

Динь-динь-динь.

(соединить большие и указательные пальцы над ухом-покачать).

Ну, а бубен под рукой.

Бринь-бринь-бринь.

(хлопаем в ладони).

 

·   «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

 

·   «Белка».

Сидит белочка в тележке, продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого).

· «Весёлые пальчики».

 

Наши пальцы молодцы,

Наши пальцы удальцы

(сжимаем и разжимаем пальцы).

Могут стричь

(двумя пальчиками показываем ножницы).

Могут шить.

(имитируем шитьё иглой).

Во дворе дрова рубить.

( складываем ладони вместе, как топор).

Могут в прятки играть.

(сделать кулак).

А потом все лягут спать.

(складываем ладони около ушка).

 

 

 

Для развития речевых навыков можно использовать не только игровые упражнения, но и своеобразный игровой массаж.

              

1.                 Предложите ребёнку покатать колючий мячик или шишку между ладонями.

2.                Насыпьте на поднос горох или мелкие орехи. Пусть ребёнок покатает по ним тыльной и внешней стороной ладоней.

3.                Насыпьте на поднос крупы манки или ячневой. Предложите ребёнку порисовать кончиками пальцев по крупе.

4.                Предложите ребёнку покормить игрушечную птичку, насыпая ей зёрна кончиками пальцев.

5.                Смешайте в банке горох, фасоль, бобы - пусть ребёнок рассортирует их по тарелочкам или коробочкам.

 

 

Мы надеемся, что наши советы помогут вам достичь желаемого результата!

 

                                                                                                       На фото малыши из группы №11 "Карапузики".

 

Консультацию подготовила Русских Е.В., воспитатель группы раннего возраста №11 "Карапузики"

                                                                                        


 

Восприятие цвета  детьми.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, обогащает речь. При определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при  этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, т. е. видеть, что цвета одинаковые или разные.

Поиграйте с детьми: «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета», «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, т. е. путем приложений или наложений, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и к названию цветов.

К трем годам нормально развивающиеся дети называют 2-3 основные цвета, а узнают и соотносят 4-5 цветов.

Ежедневно во время игры старайтесь рассказывать малышу о предмете буквально все, чем вы можете его описать. Таким образом, вы будете комбинировать одновременное изучение всех возможных свойств предметов.

Главная задача родителей при знакомстве детей с цветом – не торопить ребенка. Сами постарайтесь называть все цвета правильно и не использовать уменьшительно-ласкательную форму слова (то есть лучше говорить красный, а не красненький). 

 Когда покупаете детям игрушки в виде животных, избегайте оранжевых собак, розовых  медведей и фиолетовых обезьян. Постарайтесь подобрать игрушки, максимально приближенные к природному цвету животного, то есть крокодил должен быть зеленым, уточка желтой, но никак не наоборот.

  

Дети группы "Неваляшки" играют с цветными палочками

Консультацию подготовила Шестакова Е.Н., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

 


Игры из сундучка

Уровень развития речи ребенка зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если  движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.

Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.

Попробуйте эти игры со своим ребенком:

     складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой).  Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Показав ребенку как складывать ширмочку, можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный. Готовую ширмочку можно разукрасить, установить и провести небольшой пальчиковый театр.

     накручивание на карандаш ленточку бумаги.  Эти ленточки можно делать под новый год, как серпантин на елку. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине, и играть, у кого длиннее. Готовый серпантинчик можно повесить на елочку.

     нарезание и склеивание тонких полосок. Сначала ребенок учиться нарезать тонкие полоски. Дайте ему возможность самому нарезать, как он сможет. А потом покажите, как их склеивать друг с другом, чтобы получилась цветная цепочка на елочку.  Таких цепочек можно наделать любой длины и количества.

     разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки. Это игра противоположная  остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки.

  Выкладывание фигур из спичек

Спичек бояться не надо. Без коробки они безопасны, и ребенку будет очень интересно с ними поиграть, тем более, если до этого ему запрещено было брать их в руки. Коробочку лучше убрать, спички высыпать на стол и начинать складывать. Сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г»  и т.д. , а потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры  и т.д.  Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный. Для более старших детей игра усложняется тем, что выложенные фигуры надо еще приклеить. Лучше брать плотную картонную бумагу. Спички клеятся на обычный клей ПВА. Полученные композиции можно разукрасить красками или засыпать мелкой яичной скорлупой. (Яичная скорлупа предварительно сваренного яйца мелко крошится в любую тару. Потом, когда, например, кораблик из спичек приклеен,  палубу густо смазать клеем и посыпать яичной скорлупой. Скорлупа прекрасно приклеивается. Лишнюю стряхнуть на лист бумаги, только аккуратно, поскольку упавшая на пол скорлупа очень колючая и может уколото ребенка и напугать. Подсохшая скорлупа замечательно разукрашивается красками!). Кроме яичной скорлупы можно использовать сухую манную крупу или соль. Тоже хорошо клеиться и красится.

 Игры с пуговицами

          С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны!

   перебирание пуговиц – по цвету, по форме, по количеству дырочек.

   нанизывание пуговиц – на нитку с "иголкой", на тонкую проволочку, на толстую проволочку, на веревочку и т.д. Нанизывание по цвету, чередование по форме и размерам.

   выкладывание узоров из пуговиц с последующим их приклеиванием к картону.

    "пришивание" пуговиц.

    застегивание пуговиц на одежде.

  

  

На фото ребята группы "Неваляшки"

Консультацию подготовила Иксанова Т.В., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

 


 

Упражнения с прищепками

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.

Для игр вполне подойдут бытовые предметы, например, прищепки.

- Прицепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.

- Вырежьте из картона ежика, предложите ребенку надеть ежику "колючки".

- Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.

- Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

"Рыбалка".

Сделайте удочку - к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

“Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

“Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

"Прищепки в корзинке".

Что приготовить: корзинку с деревянными бельевыми прищепками.

Попросите ребенка поставить на его рабочее место корзинку с прищепками. Предложите, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.

Прежде чем малыш начинает писать, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы его пальцы легко и твердо удерживали орудие письма — карандаш или ручку. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки отлично тренирует кончики пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять эту склонность не следует. Однако можно лишь приветствовать работу ребенка обеими руками.

В своей группе я изготовила картинки, на которые можно прикреплять прищепки, т.е. обыгрывать, создавать сюжеты.

Силуэты изготовлены из плотного картона. Они  двухсторонние, обе стороны одинаковые. Дети очень любят такие игры и с удовольствием играют.

Цель всех этих упражнений - научить ребенка самостоятельно прицеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.

Желаю всем  успеха!

Консультацию подготовила Шестакова Е.Н., воспитатель 1 мл. группы №10 "Неваляшки"

14.01.12

Дата последнего обновления страницы 24.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения