Ребёнок до обучения в школе должен овладеть мыслительными операциями, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Но также не менее важно в дошкольном возрасте развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, уделять внимание правильному звукопроизношению и развитию слухового внимания. Это необходимое условие для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма. Предлагаемые игры не требуют специального оборудования и подготовки, в них можно играть везде: дома, пока варите ужин, по дороге домой, в машине…. Такие игры способствуют развитию слухового внимания и памяти, расширяют словарь ребёнка, развивают мыслительные процессы.
* Игра « Жарко- холодно»
Ребёнок ищет спрятанный предмет, ориентируясь по громкости хлопков.
*Игра «Ухо , глаз, нос»
Взрослый показывает пальцем части лица или тела и намеренно неправильно их называет. Ребёнок должен вовремя услышать и правильно показать то, что назвал взрослый. В последствии можно усложнить задание, называя одновременно по 2-3-4 части лица/ тела.
*Игра с пальчиками
Взрослый называет определённое количество звуков/слогов/ слов, а ребёнок должен показать соответствующее количество пальчиков.
Пример: К , А, Н, Д- 4 пальчика
ПА, НЫ, ФО,МУ, АС,УЛ ,ПО-7 пальчиков
СТУЛ, ЧАШКА ,КАРТИНА- 3 пальчика
*Игра «Съедобное- несъедобное»
Ребёнок хлопает в ладоши, услышав название съедобного продукта.
*Игра с фишками
Для этой игры нужно приготовить 2 фишки красного и зелёного цвета.
Взрослый называет пару звуков/ слогов/ слов. Ребёнок показывает зелёную фишку, если Вы назвали одинаковые звуки/ слоги/ слова. Ребёнок показывает красную фишку, если Вы назвали разные звуки/ слоги/ слова.
Например: с-с, ма-ма, стул-стул - зелёная фишка
п-д, на-ма, лук-жук - красная фишка
*Игра «4 лишний»
Взрослый называет 3-4 -5 слов ( в зависимости от возраста ), а ребёнок должен на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
В слуховой игре можно называть не только предметы, но и прилагательные, и глаголы-действия.
Например: - кошка, белка, волк, медведь
- красный, зелёный, длинный, белый
- писать, мяукать, считать, читать
- понедельник, вторник, весна, пятница
*Игра с одним предложением
Взрослый называет по одному предложению, намеренно переставляя слова местами. Ребёнок должен правильно произнести предложение.
Например: Кость ест собаку. Малина собирает Машу. Цветок сел на пчёлку. Велосипед катается на Ване. Овечка пасёт пастуха.
*Игра с несколькими предложениями
Взрослый произносит сразу 3-6 предложений (в зависимости от возраста). Эти предложения можно ещё раз повторить.
Например: Коза жуёт траву. Петя рисует рыжую лису. Таня катается на самокате. Дети гуляют в парке. Мама варит клюквенный кисель.
Затем взрослый называет по одному слову из каждого предложения, а ребёнок должен вспомнить и воспроизвести всё предложение.
Например: жуёт, клюквенный, дети, рыжую, катается.
*Игра со стихами
Взрослый читает любое детское стихотворение, допуская в нём ошибку, а ребёнок должен найти ошибку и повторить правильно.
Например: Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
« Там ползёт зелёный лук
С длинными усами».