Готовимся к школе вместе с ребёнком
Для 6-7 летнего первоклассника первое сентября – шаг в новую жизнь. Период адаптации может быть сложным: нелегко начинать что-то новое. Поэтому будьте рядом со своим ребенком, поддерживайте его, помогайте преодолеть трудности, постарайтесь понять его переживания. И тогда учеба не доставит вам много неприятностей, а 1 сентября запомнится как радостный праздник вашего ребенка.
С первых дней учебы на ребенка ложатся большие нагрузки (физические, интеллектуальные, эмоциональные). Первые недели, месяцы первоклассники находятся в состоянии информационного и эмоционального стресса, а последствия - ухудшение здоровья.
Как же подготовить ребенка к школьному обучению?
1 Школьное обучение требует зрелости таких психических функций, как память, внимание, мышление. У будущего первоклассника должна быть развита речевая и зрительная память. Если ученик имеет малый объем памяти, то информация будет усваиваться не полностью. Нужно учить ребенка контролировать своё внимание с помощью волевого усилия, т. к. на уроке отнюдь не всегда будет интересно. Также учите ребенка не просто механическому заучиванию, а он должен понять, выделить главное, проанализировать, а уж потом- запомнить.
2 У ребенка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений рук. Это обеспечит успешное выполнение заданий по письму и у доски. Учите детей не только штриховать, рисовать, раскрашивать, а переписывать что-то, глядя на образец.
3 Первоклассник должен уметь идентифицировать себя с классом, уметь выделять общую задачу, работать по словесной инструкции, выстраивать внутренний план умственных действий.
Взрослым необходимо развивать у будущих первоклассников чувство гордости за то, что он школьник, который уже многое знает и может справиться со всеми трудностями и все преодолеть.
В ребенке необходимо поддерживать желание идти в школу, учиться и получать знания и умения, которые ему пригодятся в жизни. Хорошо, если у него сформирован учебный или социальный мотив учения, т. е. они хотят в школу, чтобы узнать новое, стать образованным человеком и многое добиться в жизни.
4 До школы у ребенка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его.
При этом от ученика требуется соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребенка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
Материал подготовила
учитель-логопед Бояринцева Н.В.
Уважаемые родители!
Еженедельно учитель-логопед проводит с вашими детьми занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Занимаясь со своим ребенком дома, вы можете закрепить полученные на занятиях знания.
К концу года ваши дети должны: (в соответствии с программой Плотниковой Л.Н.)
Иметь представления:
· О разнообразии слов в русском языке;
· О слоге и слогообразующей роли гласного звука;
· О разных типах предложений;
· О гласных и согласных звуках;
· О твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
· Об ударном гласном звуке.
Уметь:
· Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
· Выделять предложения из речи;
· Составлять предложения из 3-4 слов;
· Называть последовательность слов в предложении;
· Делить слова на слоги, определять их количество;
· Выделять ударный гласный звук;
· Определять последовательность звуков в слове, их количество;
· Различать звуки и давать характеристику (гласный- согласный), (твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный).
Закрепить полученные на занятиях знания вам помогут следующие упражнения:
1. На различение гласных и согласных звуков: (Главное отличие гласных звуков – их «можно петь»).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу они могут аукать,
И в колыбельке ребенка качать».
Предложите ему следующее упражнение: вы называете звук, а он определяет, какой это звук.
2. На различение звонких и глухих согласных: (определяя звук, надо положить ладошку на горло, если оно дрожит, звук – звонкий, также можно приложить ладошку к уху, если в ушах звенит, то это также звонкий звук).
Вы также можете назвать звук, а ребенок опытным путем его определяет.
3. Определение количества слогов в слове (определить количество слогов в слове можно двумя способами:
· Положить ладошку под подбородок и отчетливо произнести слово, сколько раз открывался рот, столько в слове и слогов.
· Напечатать слово и подчеркнуть гласные
Вы вместе придумываете слово, далее ребенок определяет количество слогов (одним способом определяет, другим проверяет).
Учитель-логопед Шашкова О.Н.
Ещё по подготовке к школе на нашем сайте:
Игры со звучащим словом
Игры с буквами
Готов ли ребёнок к школе?