Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но нужно знать, что письменная речь формируется на базе устной речи. И в первую очередь дети должны познакомиться не с буквами, а со звуками.
При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного периода, чисто звукового периода обучения, который проходит в несколько этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова (называть звуки по порядку).
Наша речь состоит из потока различных предложений. Предложения состоят из слов, а слова состоят из различных звуков. И именно здесь важно знать разницу между звуком и буквой.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы пишем и видим.
Гласных звуков 6: а, у, о, и, ы, э.
Гласных букв10: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.
Гласные буквы: я, е, ё, ю - состоят из двух звуков:
Я - й,а; Е - й, э; Ё – й, о; Ю – й, у.
Буквы: я,е,ё,ю – называют йотированными, т.к. все эти буквы имеют один звук «й».
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – это звуки, которые можно петь, тянуть, при их произнесении нам ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язычок; т. е. воздух, выходящий изо рта, при их произнесении не встречает преграды.
На схемах все гласные звуки принято обозначать красным квадратиком.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, при их произнесении нам мешают губы, зубы или язычок; т. е. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Все согласные звуки делятся на: * звонкие и глухие
*твёрдые и мягкие
Согласный звонкий звук – этот звук мы говорим звонко, громко, при их произнесении работает голосок, горлышко дрожит.
Как это проверить? Приложим ладонь к горлышку тыльной стороной и произнесём звук «М-М-М», чувствуете, как дрожит горло – это работает голос. Можно также закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос.
Согласные звонкие звуки: б, бь, д, дь, г, гь, в, вь, м, мь, н, нь, з, зь, ж, л, ль, р, рь, й.
Согласные глухие звуки – это звук мы говорим глухо, тихо, при их произнесении голосок не работает, горлышко не дрожит. Как это проверить? Приложим ладонь к горлышку тыльной стороной и произнесём звук «Ф-Ф-Ф», почувствуйте, дрожит ли горло, работает ли горло. Закроем уши руками и послушаем, звучит ли голос.
Согласные глухие звуки – п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, ф, фь, с, сь, ц, ш, ч, щ,
Всегда твёрдые согласные звуки – ш, ж, ц.
Всегда мягкие согласные звуки – ч, щ, й.
На схемах все согласные твёрдые звуки принято обозначать синим квадратиком, а все согласные мягкие звуки – зелёным квадратиком.
Это важно! На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук. Если вы дома учите алфавит, то букву следует называть и читать, как звук. Например: буква [Б], а не как буква (бэ).
Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н. В.