Страничка учителя-логопеда

Страничка учителя-логопеда

 

  


 

Летние задания от логопеда для детей четырех лет

Совсем немного дней остается до долгожданного лета. У многих родителей  – это пора отпусков, ну а у детей – долгожданных каникул.

Постарайтесь провести это время с пользой!

Предлагаем вам задания для развития речи ваших детей скачать

Материал подготовила учитель-логопед Лысцева О.Н.


 


 

 Памятка - рекомендации на лето детям подготовительной группы

 «Это надо знать и уметь к школе!»

К концу подготовительной группы дети должны:

1. Знать своё полное имя, фамилию, отчество.

2. Знать свой домашний адрес.

3. Дата рождения.

4. Иметь представления о разнообразии слов, о слоге, о разных типах предложений, о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких - глухих, об ударном гласном звуке.

5. Различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

6. Различать и называть гласные и согласные звуки. Должны знать и называть также мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки.

7. Должны уметь проводить звуковой анализ слов из 4-5 звуков.

далее... скачать консультацию

Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н. В.,  май, 2016


 

  Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы, задавать их? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

скачать консультацию

 

Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н. В.,  апрель, 2016


 

  Игровые приёмы для  развития слухового внимания у детей

Умение различать / дифференцировать различные звуки – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь – основное средство общения. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы.  Её нужно развивать с первых лет жизни.

К вашему вниманию, уважаемые родители и педагоги, предлагается картотека игр и упражнений для развития слухового внимания.

Цель таких игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в звуки, в слова, играя с ним, у ребенка формирует свой слух, со временем он старается приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих, учится различать «озвучение» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей.

 скачать картотеку игр

Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н. В.,  декабрь, 2015


 

Автоматизация звука "Л" (практический материал для родителей)

Консультацию подготовила учитель-логопед Корюкаева О.Н., учитель-логопед, октябрь, 2015


 

      Рекомендации родителям на лето

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные потешки, пальчиковые игры, стихи) за летний период могут, как укрепиться в речи, так и потеряться.

Если ребёнок проводит летние каникулы вместе с родителями, владеющими основными приёмами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.  Обязательно нужно контролировать речь ребёнка в повседневной жизни, в разговоре.

Если ребёнок уезжает на лето, например к бабушке, то желательно бабушку предупредить о ваших речевых «проблемах».  По возможности  предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных  стихов, пальчиковых игр,  пересказов и т. д.) и доходчиво, убедительно объяснить близким, как важны такие упражнения и игры для вашего ребёнка.

Закрепление поставленных звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт  введение звуков в речь ребёнка.  Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекционной работы на несколько шагов назад.  После продолжительного отпуска часто ребёнок приходит с прежними речевыми нарушениями. За время отдыха он потерял многие  сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Позднее логопеду и ребёнку приходится начинать всё сначала!  

Скачать советы логопеда на лето

Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н. В.,  май, 2015

 


   Учиться читать можно везде – даже на кухне! Не верите? Считаете, что книгам на кухне не место? Но речь идет не о книгах. Найти учебные пособия можно легко найти и в холодильнике, и многочисленных кухонных шкафчиках с запасами.

скачать консультацию "Игры на кухне"

учитель-логопед Шашкова О.Н., январь 2015 


Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но нужно знать, что письменная речь формируется на базе устной речи. И в первую очередь дети должны познакомиться не с буквами, а со звуками.

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного периода, чисто звукового периода обучения, который проходит в несколько этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова (называть звуки по порядку).

 Подготовка детей к обучению грамоте

учитель-логопед Бояринцева Н.В.  08.01.2014


 

     В наше время, когда телевизор с раннего детства  отрывает детей от книг, не стоит родителям медлить с чтением для детей. Уже к году ребенок начинает принимать активное участие в процессе чтения, вначале пожевывая уголки книги. Затем он начинает обращать внимание на звучание слов при чтении книг и на иллюстрации, получая при этом удовольствие только от цвета и формы. Для того чтобы у вашего ребенка появилась любовь к чтению, воспользуйтесь нашими советами.

Чтение - общение

учитель-логопед Бояринцева Н.В.  23.04.2014


 

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступень в жизни ребенка – школа. Как  подготовить ребенка к этому важному событию?

Прежде всего, нужно сформировать определенные знания и умения, которыми он должен овладеть к 7 годам.  Значит, с ребенком надо заниматься! Занятия должны быть регулярные, в игровой форме, по 20-30 минут, лучше после отдыха. Для занятий, требующих внимания и сосредоточенности,  необходима спокойная деловая обстановка,  без отвлекающих факторов.

Но некоторые занятия – игры можно проводить и во время прогулки. Предлагаю к вашему вниманию некоторые речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь домой.

Речевые игры по дороге домой.

учитель-логопед Бояринцева Н.В.  05.04.2014


 

 

Для того,  чтобы ваш ребенок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним  артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определенный комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов.

Заниматься артикуляционной гимнастикой надо следующим образом.

·         Посадите ребенка на стул перед зеркалом (лучше, если оно будет большим), сядьте рядом так, чтобы в зеркале вы могли видеть и себя, и ребенка. Следите за осанкой: спина должна быть прямая.

·         Начинайте с самых простых упражнений, покажите ребенку картинку, покажите, как правильно выполнять упражнение и в то время как ребенок выполняет упражнение, читайте стихотворение (или под счет до 10).

·         Начинайте с 2 – 3 упражнений, добейтесь их четкого выполнения и только тогда начинайте следующее.

·         Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.

·         Гимнастику необходимо делать каждый день: сначала по 5 – 7 минут, затем время выполнения можно увеличить до 15 минут.

Учитель-логопед Шашкова О.Н. 14.03.14.

 


 

Учитель-логопед Бояринцева Н.В.

07.03.14.


 Советы родителям «Как приобщить ребенка  к чтению»

«Что нужно для счастья детям?

Чтобы солнце на целой планете,

Чтобы мячик и плюшевый мишка,

И добрая, добрая книжка!»

 

  • Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения перед сном.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

 

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться  спать и будут рады с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

 

Читайте каждый день

Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

 

Толстые книги

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

 

Как научить ребенка хранить книги

  • Не делайте в книге пометок, подписей, рисунков.
  • Не читайте во время еды.
  • Не загибайте листы, пользуйтесь закладкой.
  • Кладите книгу только на чистый стол.
  • Не разбрасывайте книги, храните их в одном месте.
  • Своевременно оказывайте «скорую помощь» «больным книгам».

 

 Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли произведение, что нового, интересного он узнал?
  • Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии произведения.
  • Как описана природа?
  • Какие слова и выражения запомнились?
  • Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

 

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

  • Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
  • Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
  • Размер книги небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
  • В книге должны быть яркие крупные картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – четкие и лаконичные.

 

Всему свое время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п.

На странице 80 % площади должна занимать иллюстрация. Подписи состоят из 2 – 3 слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек, но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по – своему их назвать.

 

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение букв – разные вещи. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки – игрушки, всевозможные «пищалки», книжки в форме игрушек, животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это важно усвоить малышу. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.

Три года - возраст «почемучек» - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10 -15 %, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

 

Расширяем кругозор

Если у вас, уважаемые родители, есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысл прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм, и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения.

Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самим, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни ребенка и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин и библиотеку вместе. Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять ребенку непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

  

Игры с книжками

 «Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где - нибудь в комнате. Он с удовольствием направится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение книги.

 

 «Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

 

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод произведения.

 

 «Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала колобка за то, что он убежал от дедушки с бабушкой, и отвела домой). Можно нарисовать рисунок к придуманному отрывку.

 

 «Прыг – и в другой сказке»

Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного колобка. Что еще могло с ним случиться?

 

«Что читать вашему ребенку?»

 Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым  способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия.

Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети наиболее развиты в этом смысле, другие менее. Кто-то в три года еще не способен что-либо сложнее «Теремка», а кому – то уже по силам сказки  Г.Х. Андерсена. Однако  для каждой возраста необходимо определить примерный круг чтения.

От одного года до двух лет

Для детей этого возраста оптимально подойдут потешки, пальчиковые игры («Сорока – ворона кашу варила»), стихотворения из одного – четырех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример – сказка Сутеева «Цыпленок и утенок»). Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок по многу раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие.

Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте сказки со счастливым финалом.

 Эти произведения вы можете читать со своим ребенком:

 А.Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения.

  1. В.Бианки «Лис и мышонок»

  2. В.Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей).

  3. Л.Дерягина «Баюшки - баю», «игры, чистоговорки, песенки, потешки»

  4. О.Жукова «Детские песенки и потешки»

  5. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым концом.

  6. В.Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей.

  7. К.Д.Ушинский «Любимые сказки малышей».

  8. К.Чуковский «Цыпленок».

 От двух до четырех лет

В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В.Сутеева, С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться  длиннее, содержать больше персонажей и событий. Но по прежнему важно, чтобы истории заканчивались хорошо и не содержали страшных событий. Чтение сказок, где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы или чудовища, лучше отложить до более старшего возраста.

Если ребенок любит книги и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям. Для этого оптимально подойдут рассказы В.Осеевой, повести Линдгрен (О малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберге, О Пеппи –длинный чулок, забавные сказки Т.Александровой о домовенке Кузе.

 Эти произведения вы можете читать со своим ребенком:

1.В.Бианки «первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», «Сова».

2.Б.Заходер «Хрюк на елке», «О чем думал индюк», «Кит и кот»

3.Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про комарв Комаровича», Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке».

4.С.Маршак. «Усатый – полосатый», «Где обедал воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете».

5.С.Михалков. «Кто кого?», «Услужливый заяц», «А что у вас?», «песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок».

6.В.Мошковская. «Зоопарк».

7.Л.Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

8.В.Осеева «Волшебное слово».

9.А.Прейсен. «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год».

10.«Приключения Пифа» в рисунках  В.Сутеева и пересказе Г. Остера.

11.Н.Сладков «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна».

12.А. Усачев «жили-были ежики».

13.К.Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Путаница» и другие.

 От пяти до семи лет

Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также различные стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно – компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущих картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам  будет сложно справиться со школьной программой.

Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.

 Эти произведения вы можете читать со своим ребенком:

1.А.А Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б.Заходера).

2. Г.-Х.Андерсен (сказки).

3.П.Бажов »Серебряное копытце», «огневушка-поскакушка».

4. В Бианки «Где раки зимуют».

5. Братья Гримм (сказки).

6. А.Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

7.В.Гришин «лягушка – путешественница».

8.Л.Дерягина «Путешествие в страну Сломанных игрушек».

9.А.Ершов «Конек – горбунок».

10.Р.Киплинг «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави», «как леопард стал пятнистым».

11.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи – Длинный чулок».

12. Г Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход» и др.

13.Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Телефон» и др.

14.Ш.Перро (сказки в переводе для детей).

15.А.С.Пушкин.(сказки).

16.Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы».

17.А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

18.П.Треверс «Мери Попинс».

19. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Дядя Федор пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».

20. Е.Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» и др.

21.К.Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Приключения Бибигона», «Краденое солнце» и др.

22. Т.Янссон «маленькие тролли и страшное наводнение», «Мумии-тролль и комета», «Шляпа волшебника» и др.

 Уважаемые родители!

Ознакомиться с более подробным списком рекомендуемой для чтения литературы и взять нужную книгу вы можете в нашей библиотеке, которая находится в методическом кабинете и открыта для вас каждый четверг с 16.00 до 18.00.

Также вы можете заказать нужную вам книгу, и она будет получена специально для вас в детской библиотеке.

 Учитель-логопед Шашкова О.Н. 


 

 

 Разучиваем скороговорки

 Скороговорки (в просторечии чистоговорки) известны с давних времен. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. С их помощью дети и раньше учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопедами специально составляются скороговорки из труднопроизносимых звуков и слогов, быстрое произношение которых вслух устраняет дефекты произношения. Читать дальше


 

 


 

Памятка - рекомендации  на лето детям, имеющим нарушения речи.

  •  « Это надо знать!»

 

1.К концу старшей группы дети  должны различать на слух гласные и согласные звуки.

2.Должны знать 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласные звуки-  их можно пропеть, протянуть, нет никакой преграды во рту.

3.Должны знать согласные звуки:

Согласные звуки-  их нельзя петь, тянуть, нам мешает преграда: губы, зубы, язык.

4. Дети должны знать, что согласные звуки бывают:

                           * звонкие и глухие

                           * твёрдые и мягкие

Звонкие согласные звуки произносим звонко, громко, горлышко дрожит:

  Б,Бь, В,Вь, Г,Гь, Д,Дь, Ж, З,Зь,  Л,Ль,  М,Мь, Н,Нь, Р,Рь, Й.

Глухие согласные звуки произносим глухо, тихо, горлышко не дрожит.

  К,Кь, П,Пь, С,Сь, Т,Ть, Ф,Фь, Х,Хь, Ц, Ч, Ш, Щ.

Твёрдые согласные звуки произносим твёрдо: Б, Т, М, В.....

Мягкие согласные звуки произносим мягко: Бь, Ть, Мь, Вь…..

 

5.Должны уметь подбирать слова с заданным звуком:

( назови слово со звуком «К» в начале, со звуком «А» в конце…..).

6. Должны уметь подбирать слова по первому слогу:

( назови слова на первый слог «МУ»…..и т. д.).

7.Должны определять наличие или отсутствие заданного звука в словах:

( есть ли звук «О» в словах - сом, шар, кот, кит…).

8.Должны уметь выделять первый и последний звуки в словах:

( в слове «кошка»- 1-й звук «К», последний - «А»…. и т. д.).

9.Должны называть все звуки в простых, односложных словах:

суп, дом, сыр, мяч… .

10.Должны уметь давать характеристику каждого звука в слове.

                 СОМ - в слове 3 звука:

                 1-й звук «С»- согласный, глухой, твёрдый звук.

                 2-й звук «О»- гласный звук.

                 3-й звук «М»- согласный, звонкий, твёрдый звук.

11. Должны уметь определять количество слов в предложении.

       Составлять предложения из 2-3-4 слов.

12.Должны уметь делить слова на части (слоги):

            Дым- 1 слог

            Ли- са- 2 слога

            Са-мо-лёт – 3 слога

            Че-ре-па-ха- 4 слога

13.Понимать и уметь задавать вопросы: Кто?  Что?  Кто делает?  Что делает?

  • « Играем и запоминаем!»

 

1.Игра «Весёлый счёт»: учим детей правильно согласовывать существительные с числительными.

( 1 кукла, 2 куклы, 5 кукол, 7 кукол, 10 кукол

1 самолёт, 2 самолёта, 5 самолётов

1 яблоко, 2 яблока, 5 яблок

1 платье, 2 платья, 5 платьев…..)

2.Игра  «Какой, какая, какое, какие?»: учим детей подбирать как можно больше слов - признаков.

(машина - красная, красивая, игрушечная, гоночная, железная, большая, маленькая, грузовая, легковая……).

3.Игра «4-й лишний»: по картинкам или на слух определять лишнюю картинку или лишнее слово и уметь объяснять, почему.

4.Игра «Называй действия»: уметь называть как можно больше действий - глаголов.

(щенок - лает, спит, лежит, прыгает, грызёт, кусает, рычит, радуется, смотрит, играет, ест, пьёт,  бегает, сопит, лижется….)

5.Игра «Карлик и великан»: учить детей называть маленькие и большие слова.

( у карлика - ротик, а у великана- ротище; у карлика- ручка, а у великана- ручище; у карлика- носик, а у великана- носище….)

6.Игра «Наоборот»:

(высокий - низкий, тонкий - толстый, узкий - широкий, короткий - длинный, острый - тупой, злой - добрый, весёлый - грустный……)

7. «Рифмовочки»: цо- цо- цо- на пальце кольцо…, са-са-са- в лесу бегает…., ша- ша- ша- мама моет малы….. и т.д.

                               Материал подготовила учитель-логопед Бояринцева Н.В.


 

   РАЗВИВАЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

Ребёнок до обучения в школе должен овладеть  мыслительными операциями, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Но также не менее важно в дошкольном возрасте развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, уделять внимание правильному звукопроизношению и развитию слухового  внимания. Это необходимое условие для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма. Предлагаемые игры не требуют специального оборудования и подготовки, в них можно играть везде: дома, пока варите ужин, по дороге домой,  в машине…. Такие игры способствуют  развитию слухового  внимания и памяти, расширяют словарь ребёнка, развивают мыслительные процессы.

* Игра « Жарко- холодно»                                    

Ребёнок ищет спрятанный предмет, ориентируясь по громкости хлопков.

*Игра «Ухо , глаз, нос»

Взрослый показывает пальцем части лица или  тела и намеренно неправильно их называет. Ребёнок должен вовремя услышать и правильно показать то, что назвал взрослый. В последствии можно усложнить задание, называя одновременно по 2-3-4 части лица/ тела.

*Игра  с пальчиками

Взрослый называет определённое количество звуков/слогов/ слов, а  ребёнок должен показать соответствующее количество  пальчиков.

Пример: К , А, Н, Д- 4 пальчика

                  ПА, НЫ, ФО,МУ, АС,УЛ ,ПО-7 пальчиков

                  СТУЛ, ЧАШКА ,КАРТИНА- 3 пальчика

*Игра «Съедобное- несъедобное»

Ребёнок хлопает в ладоши, услышав название съедобного продукта.

*Игра с фишками

Для этой игры нужно приготовить 2 фишки красного и зелёного цвета.

Взрослый называет пару звуков/ слогов/ слов.  Ребёнок показывает зелёную фишку, если Вы назвали одинаковые  звуки/ слоги/ слова. Ребёнок показывает красную фишку, если Вы назвали разные звуки/ слоги/ слова.

Например: с-с, ма-ма, стул-стул - зелёная фишка

                     п-д, на-ма, лук-жук - красная фишка 

*Игра «4 лишний»

Взрослый называет 3-4 -5 слов ( в зависимости от возраста ), а ребёнок должен на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.  

В слуховой игре можно называть не только предметы, но и прилагательные, и глаголы-действия.

Например:  - кошка, белка, волк, медведь

                     - красный, зелёный, длинный, белый

                     - писать,  мяукать, считать, читать

                     - понедельник, вторник, весна, пятница

*Игра с одним  предложением

Взрослый называет по одному предложению, намеренно переставляя слова местами. Ребёнок должен правильно произнести предложение.

Например: Кость ест собаку.    Малина собирает Машу.   Цветок сел на пчёлку.    Велосипед катается на Ване.   Овечка пасёт пастуха.

*Игра  с несколькими предложениями

Взрослый произносит сразу 3-6 предложений (в  зависимости  от возраста). Эти предложения можно ещё раз повторить.

Например:  Коза жуёт траву. Петя рисует рыжую лису. Таня катается на самокате. Дети гуляют в парке. Мама варит клюквенный кисель.

Затем взрослый называет по одному слову из каждого предложения, а ребёнок должен вспомнить и  воспроизвести всё предложение.

Например: жуёт, клюквенный,  дети,  рыжую,  катается.

*Игра со стихами

Взрослый читает любое детское стихотворение, допуская в нём ошибку, а ребёнок должен найти ошибку и повторить правильно.

Например:  Куклу  выронив из рук,

                    Маша мчится к маме:

                    « Там ползёт зелёный лук

                     С длинными усами».  

        

                                                             Материал подготовила учитель-логопед  Бояринцева Н.В.

26.05.13

             

Развивая пальчики - развиваем речь.              

Доказано, что когда ребенок выполняет пальчиками различные движения, у него лучше развивается мелкая моторика рук. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность движений. Это не только готовит малыша к рисованию и письму, но и благоприятно влияет на развитие речи.

Мы предлагаем вам простые упражнения для пальчиков, которые под силу повторить даже самым маленьким детям. Яркие рисунки для малышей, которые вы можете подобрать сами, помогут вам овладеть всем комплексом гимнастики для пальчиков.

 Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

«Собака». Поставить ладонь на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить вместе. Мизинец попеременно опускать и поднимать, имитируя движения собачьей пасти.

«Кошка». Указательный палец и мизинец поднять вверх. Средний и безымянный пальцы упереть в большой – получится мордочка кошки.

Чтобы кошка показала коготки, ладони нужно поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и немного развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Эти два упражнения можно чередовать, выполняя их по несколько раз.

«Петушок». Ладонь поднять вверх. Указательный палец упирается в большой – это клюв. Остальные пальцы подняты вверх и растопырены – это гребешок. Можно сделать двух петушков двумя руками и постучать по столу.

«Курочка». Ладонь расположить горизонтально и немного согнуть. Кончики большого и указательного пальцев соединить вместе. Остальные пальцы наложить друг на друга в полусогнутом положении. Постучать получившимся клювом по столу, как будто курочка клюет зернышки.

«Гусь». Удерживать предплечье вертикально, а ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы собрать в щепоть и вытянуть вперед. Чтобы гусь открывал клюв, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижать друг к другу и поднимать их вверх, опуская на большой.

Можно усложнить упражнение. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и упирается на большой.

«Коза». Ладонь опустить вниз внутренней стороной. Указательный палец и мизинец выставить вперед – это рога. Средний и безымянный пальцы прижать к ладони и обхватить большим. Выполнять упражнение попеременно двумя руками, а затем обеими. Так козы бодаются между собой.

«Лошадка». Ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх. Обхватить сверху ладонь другой рукой под углом, пальчиками образуя гриву лошади. Два больших пальца – это ушки лошадки. Затем руки можно поменять.

           


 

                                Не исправляем, а развиваем.

В 2-3 года еще рано требовать от малыша чистого произношения звуков. В этом возрасте важна общая речевая активность, его стремление к повторению за взрослым слов, фраз, копирование интонации, стремление петь песенки, договаривать строчки стихов. Очень хорошо, если вы через игровые упражнения будете формировать четкое произношение гласных и губных (М, П, В, Ф) звуков, а также выразительную интонацию.

Упражнение «Птички»

1.Вишни сладкие поспели,

Воробьи тут налетели.

Прилетали, улетали-

Вишню всю у нас склевали:

Ам! Ам! Ам!

Прочитайте стишок и попросите ребенка показать, как воробьи ели ягоды. Покажите малышу, как надо произносить звук А, округляя рот, а затем крепко сжимать и разжимать губы, произнося М. -звукосочетания произносятся не спеша.

2. Птичка червяков ловила,

Птичка птенчиков кормила.

Детки рот открыли: «Ам!»

«Не волнуйтесь, всем вам дам!»

Сначала четко произносите «Ам». Чтобы малышу было интересно, предложите стать ему «птенчиком» и понарошку вкладывайте ему в рот «червячка».Сколько раз вы его будете «кормить»,столько раз ребенок произносит «Ам».

Потом выучите слова мамы-птички: «Всем вам дам!» Пусть, подражая вам, малыш во всех словах активно работает губами, произнося звук М.

Упражнение «Собачки»

Учимся четко артикулировать звук В, управляем интонацией.

«Жили-были мама-собака и маленький щенок. Они умели говорить только одно слово: «Ав», но всегда понимали друг друга.

Когда малышу было весело, он радостно лаял: «Ав-ав-ав!»

Мама тоже радовалась. «Ав-ав!» - отвечала она сыну.

Когда малыш больно уколол лапу, он жаловался маме: «Ав-ав-ав!», а она его успокаивала. Когда он видел что-то новое, спрашивал: «Ав?» Мама отвечала: «Ав-ав.»

Совет родителям: Интонация должна быть радостной, жалобной, вопросительной, ласково-утешительной, рассудительной. Не забывайте, что подобные упражнения ребенок может выполнить лишь по подражанию.

Упражнение «Барабан»

На полке в магазине стояли большой барабан и маленький барабанчик. Ночью они иногда разговаривали. «Бам!» - говорил большой барабан. «Бам-бам!» - отвечал маленький барабанчик.

Совет родителям: У большого барабана голос дожжен быть низким, а у маленького – потоньше. Дальнейший «разговор» барабанов состоит из меняющихся интонаций и различных ударений и темпа. Придумывайте сочетания из 2-3 повторяющихся слогов. Более сложные слова малыш не запомнит.

Также рекомендуем для ваших малышей игры с язычком и пальчиками, игровые задания на умение повторять за взрослым

Звукосочетания с разной интонацией и силой голоса. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует речевую зону в коре головного мозга, поэтому очень важно использовать ее во время занятий. Предлагаем вам разыграть всем известную потешку о сороке-белобоке.

Сорока-белобока дрова рубила (показать ладошкой, как рубить дрова),

Печку топила (показать, как в печку дрова бросают),

Кашу варила (показать, как кашку помешивают),

Так говорила:

Этому каши дам,

И этому дам,

И этому дам,

И этому дам, (загибать по очереди пальчики),

А этому не дам (мизинчиком покачивать в разные стороны).

За водой не летал (показать, как сорока крылышками машет),

Пол в избе не подметал (показать, как подметают пол, двумя ладошками ухватившись за веник).

Все на печке лежал.

Больно он ленивый стал.

Не будет ему каши! (указательным пальчиком покачивать в разные стороны).

                                При подготовке консультации использована книга А.И.Максаков  

                                    «Развитие правильной речи в семье», Журнал: «Учимся играя»

 


 

 

 

 

Речевое дыхание         

 Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Дело в том, что в процессе речи вдох и выдох человека значительно отличаются от от обычного жизненного дыхания.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Последовательность фаз в речевом дыхании изменяется следующим образом: вдох – остановка – выдох. В процессе речи вдох совершается быстро (через нос, плечи не поднимаются), а выдох значительно удлиняется и производится непрерывно через ротовую полость. Сила и продолжительность выдоха обеспечивает плавность речи, своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса.

Маленькие дети в процессе речи не умеют рационально расходовать воздух, они часто вынуждены добирать воздух в середине фразы, и даже слова, отчего нарушается плавность высказывания. У некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [р] лишь по той причине, что они не могут произвести достаточно сильный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при его произнесении.

Поэтому, начиная с самого раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание.

В процессе работы над речевым дыханием одежда ребенка должна быть свободной, то есть не стеснять шею, грудь, живот; помещение хорошо проветрено. Нельзя проводить занятия сразу после еды (лучше через 1,5 – 2 часа). Для того, чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному выдоху, предложите ему сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты (летят пушинки, снежинки), летом сдувать пушинки с одуванчиков (летят парашютики), приводить в движение бумажные вертушки (ветерок дует на мельницу).

Для тренировки дыхания можно произносить на одном выдохе протяжно гласные звуки – паровоз гудит у-у… Попросите ребенка слитно произнести звукосочетание ау, при этом переход от звука к звуку должен быть сделан без дополнительного вдоха. Далее следует учить ребенка:

- на одном выдохе произносить 3-4 слога;

-правильно произносить фразу из 2-3 слов;

-слитно, на одном выдохе произносить фразу из 4 , 5-6 слов;

-произносить 1-2 стихотворные фразы;

-сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

 Игры на развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зима»

Упражнения на развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зима».

Художественное слово


 

 

 

Дети 3-4 лет, как правило, уже хорошо разговаривают. Надо ли беспокоиться о том, что ваш малыш не произносит какие – то звуки?

Игровые  упражнения для артикуляционного аппарата


Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий

  


 

     Многие родители стремятся обучать своих детей иностранным языкам уже с дошкольного возраста. Они придерживаются распространенного мнения, что в раннем возрасте дети легко овладевают языками. Так ли это?   

  Дошкольник и иностранный язык

  Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

Что это такое?      Условия нормативного произношения


 

В сентябре в детских садах проводится комплексное обследование детей. Обследование проводится педагогом-психологом (диагностика психического состояния,  развития познавательных процессов), воспитателями, учителем- логопедом (общее состояние речи).

Многие родители представляют работу логопеда только как исправление неправильного звукопроизношения, но это не так. Логопедия охватывает все аспекты речевой деятельности: правильное произношение звуков, правильное грамматическое построение фраз, умение связно, образно излагать свой рассказ, состояние фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребенок овладевает правильным звукопроизношением,  а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко -буквенного анализа слова, придумывая слова на определенный звук, называя первый и последний звук в слове, делают попытки что-то писать.

 Определить уровень развития фонематического слуха можете и вы сами, предложив ребенку поиграть в следующие игры: «Магнитофон», «Знайка», «Внимательные ушки». Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т.е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Прикройте нижнюю часть лица листом бумаги.

  Игры на развитие фонематического слуха

 Если ваш ребенок воспроизвел все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими звуками различаются слова в игре 2, то у него в полном объеме сформировалось фонематическое восприятие.

Если же ваш ребенок, даже при повторе, не справился с заданиями, то значит вашему ребенку необходимы специальные упражнения на развитие фонематического слуха. Эти упражнения вам представлены в определенном порядке. Данные упражнения требуют многократного повторения.

 

Упражнения на развитие фонематического слуха

 


 

Для чего нужны занятия с логопедом? 

 

 Советы логопеда

    

Игры с буквами

 

Советы родителям будущих первоклассников

 

Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения