В своей работе мы, педагоги, занимаемся развитием всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих наших детей с общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоение новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи детей и малом их количестве, но и в трудностях понимания значений слов и искажении их звуко - слоговой структуры. Дети могут назвать из каждой группы предметов по 2-3 слова, а назвать, например, птиц, насекомых, рыб затрудняются.
Словарь ребёнка обогащается преимущественно в процессе игр. Во время игры с мячом, можно не только обогащать словарь ребёнка существительными, прилагательными и глаголами, но и прививать ребёнку простые способы образования новых слов, согласование слов между собой, а также такие игры помогают закрепить в речи ребёнка правильное употребление предлогов.
Для ребёнка это уже будет не занятие, а всего лишь интересная игра с мамой или папой, где ему наверняка захочется вас обыграть! Что нам и надо!
Мы, конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Родитель, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а он, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыпленок – яйцом, корова – теленком, дуб – желудем,
рыба – икринкой, бабочка – гусеницей, дом – кирпичом,
шкаф – доской, лягушка – головастик, велосипед - железом.
Вариант :
Родитель бросает мяч и задаёт вопрос, а ребёнок должен дать уже несколько вариантов ответа:
Кем (чем) будет – яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, учебник, больной, слабый…
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч разными способами, родитель задаёт вопрос, а ребёнок должен отвечать полным ответом. Важно следить, как дошкольник согласовывает существительные с прилагательными.
Родитель: Что бывает круглым?
Ребёнок: круглый мяч, круглое колесо, круглая вишня.
*Что бывает длинным? *Что бывает шерстяным?
*Что бывает высоким? *Что бывает колючим?
*Что бывает холодным? *Что бывает глубоким?
*Что бывает гладким? *Что бывает лёгким?
*Что бывает сладким? *Что бывает острым?
Мячик, мячик, где лежишь?
Ты от нас не убежишь.
Ребёнок выполняет задание с мячом: Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковёр, перед собой, за коробку, под стол, в угол комнаты, на стул… и т. д.
Ребёнок выполняет движения с мячом и говорит, куда он его положил.
В календарь не зря глядели –
Все мы помним дни недели.
Родитель называет любой день недели, а ребёнок, бросая мяч обратно, должен назвать следующий день недели, затем снова называет родитель и т. д.
Месяц к месяцу встаёт –
Каждый всех их назовёт.
Родитель называет любой месяц и бросает мяч ребёнку, а он должен назвать следующий месяц и бросить мяч обратно.
То, что было, то, что будет,
Каждый помнит – не забудет.
Родитель бросает мяч и задаёт вопросы, а ребёнок должен отвечать полным ответом.
*Что ты делал вчера?
*Что ты делал сегодня?
*Что ты будешь делать завтра?
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши
Что ты делал расскажи.
Перебрасывая мяч различными способами (С ударами мяча об пол, перекатывание, подбрасывание…), ребёнок отвечает, что он делал утром, днём, что будет делать вечером, ночью.
*Что ты делал утром?
*Что ты делал вечером?
Варианты игры:
1.Назови «соседей» утра.
2. «Сначала вечер, а потом?...»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…)
Кто вы мне и кто вам я,
Если вы – моя семья?
Родитель, бросая мяч, задаёт ребёнку вопрос, а он отвечает полным ответом:
*Кем ты доводишься маме и папе?
*Кто ты для бабушки и дедушки?
*Кто у тебя родные – сестра и брат?
*Назови двоюродных братьев и сестёр?
*Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестёр?
*А ты кто для них?
Материал подготовила учитель-логопед: Бояринцева Н.В.