Учимся слышать звуки
Представленные игры и упражнения по развитию слухового внимания и фонематического восприятия облегчат дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма.
1. Угадай по звуку?
Ребенок садится спиной к взрослому и не поворачивается. Он должен угадать, чем вы будете создавать звуки и шумы. ( Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, мяч, карандаш; можно мять руками бумагу, рвать её, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, ударять предметом о предмет и т. д.)
2. Разведчик
Дайте ребёнку все звонкие предметы. Он должен перенести из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.
3. Что за машина?
Малышу нужно угадать, что за машина проехала по улице: легковая, грузовая, автобус? а может быть мотоцикл? В какую сторону?
4. Услышь шепот
Ребенок должен отойти от вас на 5 шагов. Вы шепотом будете давать команды, а ваш малыш их выполнять. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Подойди к столу и возьми красный карандаш. И т. д.
5. «Морзянка»
Вы отстукивайте определенный ритм, а ребенок должен его повторить. ( можно использовать ладошки, но лучше - карандаш) С каждым разом малышу предлагается всё более трудный ритмический рисунок.
6. Скажи наоборот
Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например: ао-оа, ос-со, му-му, ато-ота…
7. Телеграфист
Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: со – ба – ка, кош –ка, а-ку-ла…
8. Архитектор
Ребенок называет слово с заданным словом и берёт одну деталь любого конструктора. Затем тоже самое – взрослый. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка. (Родитель должен «намеренно» называть меньше слов)
9. Собери мозайку
Взрослый предлагает ребенку собрать мозайки. Одно правильно придуманное слово – одна деталь мозайки:
А) красная фишка - если слово начинается на гласный звук, синяя – если слово начинается на согласный звук.
Б) синяя фишка – если слово начинается на твёрдый согласный звук, зелёная – если слово начинается на мягкий согласный звук.
В) красная фишка – если слово начинается на гласный звук, синяя фишка – если слово начинается на твёрдый согласный звук, зелёная фишка – если слово начинается на мягкий согласный звук.
Консультацию подготовила учитель-логопед: Бояринцева Надежда Валерьевна