Каждому родителю хочется, чтобы к новой школьной жизни ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, родители торопятся записывать детей на разные занятия, считая основой успешного обучения в школе умения читать и писать. Но родители забывают о речевом развитии, а именно о расширении и обогащении словаря и развитии грамматического строя речи. Предложенные игры просты и требуют от родителей 10-15 минут их свободного времени.
По дороге домой
Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот пятиэтажный дом. Он серый. У него есть окна и три подъезда».
Что я задумал?
Родитель перечисляет признаки и свойства предмета, возможные действия с этим предметом: «Круглый, красный овощ. Из него можно приготовить суп, сок, съесть сырым».
Задумай слово
Ребёнок задумывает слово, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает (какой предмет, что с ним можно делать или что он делает). Родитель отгадывает это слово:
*Оно белое, лёгкое, воздушное, плывёт по небу (ОБЛАКО)
*Она оранжевая, длинная, вкусная, хрустящая. Её добавляют в суп, салат. (МОРКОВКА)
*Она металлическая, твёрдая, ею можно есть суп, кашу (ЛОЖКА)
*Он круглый, резиновый, лёгкий, может отпрыгивать от стены и от пола (МЯЧ)… и т.д.
Кто больше?
Родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия:
*Бежит кто? – человек, зверь.
*Бежит что?- река, молоко, ручеёк, время.
*Кто, что летает, ползёт, растёт, плывёт, бежит?
*Кто, что может быть горячим? Тяжёлым? Лёгким? Жарким?
Отгадай-ка
Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам:
сидит, стоит - кто? льётся, журчит - что? бегает, прыгает - кто? прыгает, катится – что?
Продолжи цепочку
Взрослый называет одно слово, а ребёнок должен подобрать как можно больше слов, близких по значению.
*Пища – еда, корм, продукты
*Жилище – дом, квартира, здание
*Идти – шагать, шлёпать, топать, передвигаться
*Весёлый – озорной, задорный, смешной, улыбающийся, улыбчивый, радостный.
*Грустный – невесёлый, печальный, нерадостный, скучный, опечаленный.
Бывает – не бывает
Родитель просит ребёнка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает - надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное. Если это не бывает – отрицательно покачать головой и промолчать.
Воробей летает. Рыбка летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Дом прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Дом ходит. Рыба ходит. Корабль ходит…
Скажи наоборот
Взрослый предлагает ребёнку делать всё наоборот.
Родитель его просит подойти - ребёнок отходит. Убрать игрушки – разбрасывает. Повернуться к маме - отворачивается. Встать – сесть. Опустить руки - поднять руки. Отодвинуть стул – пододвинуть стул. Открыть рот - закрыть рот. Показать ладони – спрятать ладони. Завязать бантик – развязать бантик…
Когда подбор слов противоположного значения проходит без ошибок можно продолжить игру, попросив называть действия - наоборот к предложенным действиям: входить, подбежать, подняться, опустить, повесить, поймать, чинить, отвернуться, вылить, ссориться, кричать, спрашивать, трудиться, обижать, пачкать, ловит…
Подбери слово
Ребёнок внимательно слушает и выбирает правильные, точные действия (глаголы).
*Рыбка к камню (подплыла или отплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (вплыла или переплыла)?
*Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); вокруг цветочка (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела), с ветки на ветку (подлетела или перелетела)?
*Заяц на пенёк (впрыгнул или запрыгнул); с пня (отпрыгнул или спрыгнул); от лисы (отбежал или убежал)?
Что умеют делать звери?
Ваш ребёнок превращается в зверей. Он должен рассказать: кто он, что он умеет делать, чем питается, как передвигается.
Например:
· «Я белка. Я маленькая, рыжая, пушистая, мягкая. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы орехов, грибов, шишек».
· «Я медведь. Я бурый, пушистый, большой. Я хожу вперевалочку. Я люблю мёд, рыбу. Зимой я сплю в берлоге».
· «Я собака. Я маленькая, пушистая, чёрная. Я люблю грызть кости. Я сторожу дом, хожу на охоту». и т. д.
Какое что бывает?
Ребёнок подбирает как можно больше слов, подходящих под заданное определение.
*Что бывает зелёным? – листья, цветы, ёлка, краска, огурец…
*Кто бывает зелёным? – крокодил, лягушка, кузнечик…
*Что бывает широким? – дорога, речка, улица, ленточка, полотенце…
*Что бывает круглым? – мяч, яблоко, помидор, голова, солнце, апельсин…
*Что бывает высоким? – дом, дерево, потолок, человек…
*Что бывает холодным? – снег, лёд, сосульки, зима, мороженое…
*Что бывает пушистым? – белка, кошка, лиса, ёлка, шарф, кофта…
*Что бывает вкусным? – конфеты, варенье, пирожное, торт…
*Что бывает острым? – иголка, ёлка, ножницы, ножик…
*Что бывает лёгким? - снежинка, воздушный шарик, пушинка.
*Что бывает тяжёлым? – машина, шкаф, кирпич, труд, день… и т. д.
Консультацию подготовила учитель-логопед Бояринцева Н.В.